Журнал "ПУТЬ МАСТЕРА"®

Чтобы подписаться на журнал, пройдите регистрацию

Суфийское образование

Суфийское образование



Суфийское образование направлено на решение проблемы, связанной с фундаментальной и всеобщей незавершенностью человеческого восприятия. Это означает, что нужно заниматься самой проблемой, а не ее симптомами. Таким образом, суфийское образование может иметь (и на самом деле имеет целью) решение этой основополагающей задачи, тогда как слушатель суфийских лекций может желать психотерапии, тайн, подтверждения тому, что он не зря тратит время и т.д. Именно потому, что сосуд уже наполовину полон, суфиям приходиться расчищать путь к пониманию подобных базисных положений, с тем, чтобы могло начаться обучение, а не переполнение сосуда. То есть, первоначальная задача – не наполнение индивида практической или теоретической информацией, а подготовка сосуда к правильному восприятию этой информации. Суфии не требуют от людей отречения от всякого прежнего знания, но желают, чтобы человек научился правильно относиться к своему содержимому, отличая разный характер имеющихся знаний. Если человек имеет склонность к сильной оппозиции новой информации с целью утвердиться в своем обычном мировосприятии, то обучение вряд ли возможно.

Суфийская наука изучается посредством самого себя, и очень редко даже к отдельным ее фрагментам можно подойти, используя индивидуальные положения других учебных форматов. Она основывается на собственных постулатах, некоторые из которых являются основополагающими или даже уместными в других системах. Поэтому крайне важно, чтобы тот, кто изучает или наблюдает суфийский феномен, осознал, что суфии не учат в свете других систем, какими бы традиционными или же современными они не были. Суфийская работа может подтвердить или просветить, скажем, психологию. Но вряд ли, например, психология способна предложить лучший способ для изучения или понимания суфизма и его обучающих методов.



Саади, классический суфийский поэт, в своем произведении «Розовый сад» затрагивает вопрос системы человеческого восприятия. Человеческие представления о знании, каким должно быть знание и о пользе для самого человека от этого знания, настолько ложны, что даже если бы в нашем мире все обычное знание было изъято из обращения, не нашлось бы никого, кто признал бы себя невеждой. Указывая на проблемы образования, как основного посредника восприятия человека, Саади обратил внимание, что не всегда образованный фундамент мировосприятия отличается достаточной объективностью.

Саади приводит небольшой анекдот.

Спорят еврей и мусульманин. Мусульманин сказал: «Если я лгу, да умереть мне евреем». А еврей с такой же страстностью поклялся, что если он нарушит свое обязательство, пусть его считают мусульманином, как и его презренного оппонента.

Вот на таком зыбком фундаменте, сплошь пропитанном предубежденностью и «элитарной» стадностью люди героически пытаются воспринимать действительность и возводить образовательные структуры. С их помощью они также пытаются создавать или выпытывать, производить на свет путем дрессировки или заклинаний более сбалансированных, более реализованных и более социально приемлемых мужчин и женщин.

Откровенно говоря, самим суфиям, не очень добавляет популярности их утверждение, что каждой человеческой личности соответствует свой круг верований, куда входят убеждения, которых придерживается окружающее их общество, и те, что познаются путем прямого восприятия. Столь же непопулярно их высказывание о том, что правильное восприятие основано на практическом переживании, а не на теории.
Если Вам понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями: