|
Журнал "ПУТЬ МАСТЕРА"®Чтобы подписаться на журнал, пройдите регистрациюКак развить способности03.07.2012 13:14:52
Этот вопрос волнует всех. Конкретных ответов на него столь же много, сколь много различных способностей. Ведь способности бывают всегда к чему-то, к какому-то определенному роду деятельности. Человек, мало способный к музыке, может быть способнейшим конструктором, садоводом и наоборот, конечно. Способности, по определению науки, — это совокупность достаточно устойчивых, хотя и изменяющихся качеств личности человека, определяющих успешность обучения чему-либо и совершенствования. При всем разнообразии способов развития конкретных способностей есть и ряд общих правил. Первое из них — целенаправленность. Очевидно, прежде всего следует определить, какие из способностей и в каком направлении нужно развивать. Все психологические качества личности и, следовательно, все способности развиваются только в процессе деятельности, для которой они необходимы. Именно об этом говорит поговорка: «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду». Глубоко ошибаются те, кто думает, что можно укрепить волю, не выполняя волевых действий, улучшить память, не запоминая чего-либо, развить бесстрашие, не имея дела с опасностями и риском, а только говоря о значении всего этого. Чем лучше человек сознает значение своих действий, тем лучше в процессе их исполнения формируются соответствующие способности. Запоминание материала, не известно для чего нужного, не развивает памяти. Качества личности совершенствуются, если человек решает ту или иную практическую задачу, пускай самую маленькую, пускай самую простую. Сознательность выполняемых действий обычно связана с активным стремлением сделать заданное наиболее успешно, так как известна и осознана его конечная цель. Поэтому без проверки результатов запоминания память развиваться не будет. Это же относится и к улучшению глазомера, наблюдательности и других способностей, хотя не все из них одинаково легко могут быть проверены и оценены. Психологические качества человека формируются наиболее плодотворно не в одном, а в различных видах его деятельности и при постоянном усложнении задач. Простые, легкие задания не развивают способности человека. Задание всегда должно быть посильным: хотя и трудным, но не вызывающим потери веры в свои силы, а следовательно, растерянности и напряженности. Важные факторы в развитии способностей — повторность, систематичность применения формирующих их средств. Повторение — мать не только учения, но и воспитания. Но главное — желание совершенствовать свои способности и настойчивость в достижении этой цели.
|