|
Журнал "ПУТЬ МАСТЕРА"®Чтобы подписаться на журнал, пройдите регистрациюИнтервью с Николаем Третьяковым. Мой Путь к суфизму23.01.2012 12:48:05
- Николай, расскажите, пожалуйста, о себе, о своей трудовой и творческой деятельности. - Зовут меня Николай Юрьевич Третьяков. На протяжении 15 лет я активно веду психологическую работу с самыми разнообразнейшими людьми в разных уголках России, Украины, Казахстана, Германии. Также я являюсь автором и соавтором ряда книг. В настоящий момент в российском и украинских издательствах готовятся к выходу в свет несколько книг посвященных суфийским практикам саморазвития. - Когда вы впервые столкнулись с суфизмом? И как давно вы преподаёте? - Моя первая встреча была скорее не с суфизмом, а с оздоровительной методикой основанной на суфийской психологии и знании человека. Пример, можно сказать классический. Болезнь, беспомощность помочь мне официальной медицины, поиск нетрадиционных способов оздоровления. Вот в рамках этого поиска я и познакомился с удивительной методикой самооздоровления, построенной на суфийской практике. Получив необходимый мне результат, то есть восстановив свое здоровье, я стал разбираться, каким же образом возможно восстановить свое здоровье только за счет какой-то внутренней работы. Так я стал психологом, а в дальнейшем и посвященным в суфийскую школа Накшбандийя под руководством Пира Хазрата Ибрагима хаджи. И наступил момент, когда о методах, известных мне, спросил по своей нужде один мой знакомый, затем второй… Дальше уже ко мне домой ходило десять человек, затем их друзья позвали меня поработать в другом городе. И как-то так пошло-поехало, что теперь я уже 15 лет езжу и все никак не остановлюсь. - Вы могли бы уточнить, что такое суфизм и кто такие суфии? Какие существуют ветви суфизма? - Суфизм в своем проявлении бывает очень разный. Есть ритуальные формы, есть более свободные его проявления. Однозначно одно - суфизм не ограничивается только религиозным проявлением и не принадлежит только одной из конфессий. Достаточно сказать только то, что в древности, суфиев преследовали как вольнодумцев и на Западе, и на Востоке. Если сказать совсем кратко, суфизм - это исследование и познание себя и своих возможностей через личный опыт, а не через догматические утверждения. Само название «суфизм» появилось относительно недавно. Даже сейчас в некоторых областях мира он называется совсем по-другому. В прошлом также он несколько раз менял название. Сами суфии не придают значение названию – их больше заботит практическая деятельность на пользу всему человечеству. Направление же нашей деятельности правильнее определить, как методику развития практического характера с целью помочь человеку достичь желаемых результатов и улучшить эффективность самого человека. Инструменты для этого были разработаны в суфийских школах. - А откуда берёт начало это учение? - Сказать исторически точно о начале, пожалуй, невозможно. Сами суфии говорят, что как только появился первый человек - сразу появился суфизм. Ведь суфизм - это исследование. А человек пусть даже самый первый, он задает вопросы... Кто я? Для чего? Есть мнение также, что первыми слушателями Христа были суфии. - Кто может называть себя суфии? И кто таковыми является? - Кто может называть себя суфиями? Можно я отвечу вопросом? А кто может называть себя по праву исследователем или добрым человеком, или даже врачом? Деятельность, соответствующая твоему названию, а не наоборот - вот смысл суфийской деятельности. Конечно, когда суфий несет определенную видимую деятельность, для этого ему дают разрешение его наставники, у которых он обучается. Но есть суфии, которые работают водителями, могут быть домохозяйками и т.п. «Сердце с Богом - руки в труде», - таков девиз суфиев. А по поводу «кто может...» и «кто является...» есть одна хорошая суфийская притча: «Один человек в суфийской одежде шел однажды по дороге и, увидев на дороге собаку, сильно ударил ее своим посохом. Завизжав от боли, пес побежал к великому мудрецу Абу-Саиду. Он кинулся ему в ноги и, продемонстрировав пораненную ногу, все ему рассказал и попросил быть судьей между ним и тем суфием, который обошелся с ним столь жестоко. Мудрец призвал к себе их обоих и сказал суфию: "О безголовый! Как посмел ты так поступить с бессловесной тварью?! Посмотри, что ты натворил!" – Я тут ни при чем, – возразил суфий. – Собака сама виновата во всем. Я ударил ее вовсе не из прихоти, а потому, что она запачкала мою одежду. Однако пес продолжал считать себя несправедливо обиженным; и тогда несравненный мудрец сказал ему: "Дабы тебе не хранить обиду до Великого Суда, позволь мне дать тебе компенсацию за твои страдания". Собака ответила: – О мудрый и великий! Увидев этого человека в одежде суфия, я подумала, что он не причинит мне вреда. Если бы я увидела его в обычной одежде, разумеется, я постаралась бы держаться от него подальше. Моя единственная вина состоит в том, что я полагала внешние атрибуты служителя истины гарантией безопасности. Если ты желаешь наказать его, отбери у него одеяние избранных. Лиши его права носить костюм человека праведности... Собака сама находилась на определенной ступени пути. Ошибкой было бы думать, что человек должен обязательно быть лучше собаки». Так то. - Что Вас побудило посвятить себя суфизму? - Стоп-стоп-стоп! В вопросе есть существенная ошибка. Суфизм не требует от человека служения ему. Суфизм - это практическое направление, поставленное на службу самому человеку. Суфизм приветствует больше не самоистязающих себя адептов или желающих проводить все время в разного рода ритуалах - совсем нет! Суфизм больше приветствует людей трезвомыслящих и направлен в помощь человеку - улучшить качество своей жизни и самого себя. Для суфия основная ценность в человеке - его человечность, а не стремление к святости. Практичность применения методов, ясность их изложения и, конечно, полученные результаты с помощью этих методов. Вот что стало основным побудительным мотивом для меня в изучении суфийской практики. - К какой именно школе вы относитесь? - Одна из Школ суфийского развития носит название Накшбандийя. «Накш» - это узор. В названии Школы заключен метод, с помощью которого работает Школа. - Почему вас не привлекло какое-либо другое направление? Будучи больным человеком для меня был очень существенен не метод, а результат. А дальше, после получения результата во мне пробудился исследовательский интерес и я в это углубился… Продолжение следует…
|