Журнал "ПУТЬ МАСТЕРА"®

Чтобы подписаться на журнал, пройдите регистрацию

Хива

Хива



Согласно письменным источникам и сохранившейся архитектуре, Хива – относительно молодой город и только археологические данные свидетельствуют о том, что город был одним из центров древнего Хорезма. В VIII в. эти земли были завоеваны арабами и стали частью исламского мира. Развитие Хорезма в IX-XIII вв. привело к возникновению державы Хорезмшахов, разгромленной в XIII веке монголами. В XIV-XV вв. Хорезм был частью государства Темуридов, а в XVI в. обособился под властью чингизидских ханов. К XVII в. изменение русла Амударьи сделало Хиву главным городов оазиса и она стала столицей ханства. В 1920 г. хивинский хан был свергнут, и образовалась Хивинская Республика. В 1925 г. ее земли вошли в состав СССР, а Хива стала частью Узбекистана.

Ичан-Кала



Ичан-Кала в переводе "внутренняя крепость" - это город, расположенный внутри города Хивы. Это были границы Хивы в XVI-XVII веках, которые были окружены мощной стеной из глины. Её протяженность составляла 2,2 километра, а высота достигала 7-ми метров. Укрепленные полукруглые башни были расположены по всему периметру, помимо этого имелись стрельчатые галереи с зубцами и бойницами, расположенные в верхней части стены. Мощные стены Ичан-Кала были надежной защитой Хивы, до прихода иранцев во главе с Надир-шахом в середине ХVIII века. Именно в этот период произошло завоевание Хивы, при этом часть стены подверглась разрушениям. Во время правления кунградской династии Хива разрослась, тем самым расширив свои территориальные границы. Необходимо отметить, что к ХХ веку её территория намного превышала границы Ичан-Калы. Крепость Ичан-Кала считается историческим центром Хивы и входит в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно здесь расположилось множество архитектурных памятников, среди которых есть мечети, ханские дворцы, мавзолеи, минареты, медресе. Ханская крепость Куна-Арк, была построена в Ичан-Кале в ХVII веке. В ней располагались административные учреждения ханства. Каждая из четырех стен Ичан-Калы по центру имела ворота (дарваза). У Куна - Арка расположились западные ворота - Ата-дарваза. На дорогу к Ургенчу были северные — Бахча-дарваза, восточные Палван-дарваза находились напротив Хазараспу и реки Амударьи, а, в свою очередь - южные Таш-дарваза смотрели на пески Каракумов. Все ворота подверглись разрушению в 1020 году, но были отреставрированы к 70-ым годам прошлого века.

Ак-Мечеть



Ак-мечеть, известная как «Белая мечеть», была возведена во времена правления Ануш-хана, в середине XVII века. Эта уникальная квартальная мечеть располагалась рядом с воротами Палван-дарваза. Своеобразный белый купол выделял зимнее здание мечети, которое являлось основным для молитв. Ганчевые изящные решетки украшали михраб мечети. На дверях была нанесена орнаментальная и эпиграфическая резьба, по которой можно узнать даты и имена мастеров, которыми были: Нур Мухаммед, сын Адина Каландара, Каландар, сын Сейид Муххамада.

Бани Ануш-Хана

Недалеко от Ак-мечети находятся бани Ануш-хана. По поверьям, они были возведены в честь Ануш-хана известным историком Абулгази-ханом, который являлся, к тому же, его отцом. Это происходило в период с 1644 по 1664 гг. Бани имели применение, в качестве вакфа, необходимого для обеспечения мечети. В банях Ануша-хана наибольший интерес представляют водоснабжающая, канализационная и отопительная системы. Как и другие восточные бани, они имеют вестибюль, помещение для раздевания, а так же мыльные комнаты. Так называемые, хивинские бани - это полуподземные сооружения, имеющие подпольную систему обогрева. С целью сохранить тепло, помещение углублено в землю. Только купола бани, имеющие световые отверстия в зените, видны снаружи.

Джума-Мечеть



В центре Ичан-Калы находится соборная мечеть Хивы - Джума-Мечеть, которая была возведена Абдурахманом Михтаром - ханским советником. Еще в трудах арабского географа Макдиси (ал-Мукадасси), были упоминания о хивинской мечети. Тип этого здания, достаточно редкий для Средней Азии, является архаической многоколонной мечетью. На самом деле, это обычный деревянный навес над площадью. В свою очередь, современное здание Джума-мечети было возведено в XVIII веке. Довольно слабое освещение, благодаря трем люкам в потолках, а также ряды резных колонн, выполненных из дерева, помогают создать необходимую атмосферу для молитв в мечети. Стоит отметить, что количество колонн, достигало 212 штук, большая часть из которых вырезаны из стволов деревьев в XVIII-XIX вв. Все остальные были установлены из различных разрушенных сооружений средневековья. Одни из самых древних, вполне возможно, были из столицы Хорезма — города Кята, которая была разрушена водами Аму-дарьи. Джума-мечеть содержит 21 колонну, которые относятся к Х-ХII вв. Наибольшей ценностью обладают четыре из них, они были установлены и вырезаны на них по приказу Абул-Фадлал-Мухаммада Ляйси, который преподнес щедрый дар мечети в качестве благотворительности. Еще 4-е колонны имеют сходство по типу, с колоннами мечети Багбанлы, с надписями, почерк которых характерен для насхи. Колонны, которые появились позже, отличаются довольно узнаваемым цветочно-растительным узором, имеющим хивинский тип. Обеспечение общего уровня колонн, было реализовано, благодаря использованию разновысотных каменных подушек и баз. С обеих сторон ниши михраб Джума-мечети присутствует роспись с цветами шиповника и ириса. Перекрытие выполнено в виде ганчевого купола.

Минарет Джума – Мечети

Особого внимания заслуживают пять минаретов Хивы, которые располагаются на одной линии, а расстояние между ними 200 м. Минарет основной мечети Ичан-Кала - Джума-мечети находится в центре. На запад от него, находится Кальта-Минор, а за ним минарет, имеющий комплекс Ша-Каландар-бобо. В свою очередь, на востоке находятся минарет Сейид-бия и минарет Палван-кари. Довольно интересный факт - диаметр минарета у основания составляет 6,2 метра, а высота достигала 32 метров. Вершина минарета украшена восьмиарочным фонарем, вместе с этим присутствует сталактитовый карниз и купол.

Медресе Араб-Хана, Мухаммад-Амин-Инака



Два исторических медресе, находятся в самом центре Ичан-Калы. Они расположились слева от дороги, которая ведет от самих ворот Ата-дарваза к воротам Палван-дарваза. Имя чингизида Араб-Мухаммад-хана, время правления которого 1602-1623, связано с первым. Основателем второго стал Мухаммед-Амин-инака, который являлся основателем династии мангытов. В 1616 году было возведено медресе Араб-хана, которое являлось ознаменованием переноса Куня-Ургенча - бывшая столица, в новую Хиву. За время правления Алла-Кули-хана было построено данное сооружение. Процесс строительства медресе Мухаммад-Амин-инака, происходил во второй половине XVIII веке. В существующем захоронении, расположенном внутри южного дворового айвана, согласно приданиям, похоронен или Мухаммад-Амин-инак, или же его сын.

Мавзолей Сейид Ала Ад-Дина

Наиболее почитаемым и древним историческим местом Хивы, считается мавзолей Хорезмийского шейха Сейида Ала Ад-Дина. Это довольно низкое, а также скромное сооружение купольного строения, глубоко погруженное в землю. Внутри мавзолея можно увидеть уникальное майоликовое надгробие, которое украшают растительный орнамент и различные надписи, сделанные на арабском. Поминальная купольно-портальная мечеть, позже была пристроена к усыпальнице шейха. Все строения, входящие в комплекс мемориала шейха Сейида Ала Ад-Дина, полностью сформировались к XIX веку, именно в это время были произведены работы по реставрации по приказу Алла-Кули-хана.

Медресе Мухаммада Рахим-Хана



Напротив, от ворот Куня-Арка расположилось медресе Мухаммада Рахим-хана, также стоит отметить, именно оно является наиболее большим в Хиве. Его построили в 1876 году, по приказу известного хана Мухаммада-Рахима II, который находился у власти, в период с 1863 по 1910 года. Этот хан также прославился, как поэт Ферузшах. Во время его правления, на территорию ханства, было совершено вторжение российских войск, что и привело в последствие к установлению российского протектората. Это медресе имеет форму прямоугольного здания, в котором расположились четырех-айванный двор, а также довольно маленькие башни на углах. Имеющийся большой входной портал, украшен пятипролетной аркадой ниш. Худжры медресе перекрыты куполами «Балхи» и, кроме этого, стоит обратить внимание на то, что помимо жилой комнаты существовали отсеки, необходимые для хозяйственных нужд.

Куня-Арк Куриныш-Хана



Внутренняя цитадель Ичан-Калы - Куня-Арк («старая крепость»), была основана в XVII в., правившим в тот период времени ханом Мухамед-Эренком в период с 1687 по 1688 годы. К концу в XVIII в. Кухня-Арк был отделен от Ичан-калы мощной стеной. Именно здесь располагались резиденция хана, ханская приемная, верховный суд и ханская мечеть, а также арсенал, монетный двор, пороховой завод, гарем, кухни, гаупвахта и др. Одно из первых зданий Куриныш-ханы, которое построил Мухамед-Эренк, подверглось разрушению в середине XVIII веке, чему поспособствовало вторжение иранских войск. В период с 1804 по 1806 год были воздвигнуты современные стены Ильтузар-ханом. Южная сторона Куриныш-ханы отведена под тронный зал, в центре которого восседал хан, во время приемов, и который находился в специальной юрте. Ниша для ханского трона располагалась в южной стене. Западная часть разместила в себе ханскую казну и хранилище рукописей. Необходимо отметить, что двери, которые позволяют попасть в тронный зал, оформлены резным и уникальным ганчем, а потолок украшен росписью, имеющей множество цветов. Облицовка известного айвана Куриныш-ханы, была выполнена в виде сине-бело-голубой майолики, также имеющей уникальный орнамент. Довольно интересный факт - это высеченные стихи хорезмского поэта и историка Охаги, на одной из колонн.

Куня-Арк. Ак-Шейх-Бобо. Мечеть

В гарем, а также на холм Ак-Шейх-бобо, можно попасть через коридор, проделанный в северо-западном углу куриныш-ханы. Холм Ак-Шейх-бобо, является самым высоким местом Куня-Арка, он использовался в качестве дозорной вышки цитадели. По приданиям, именно здесь в XI-XV в. находилась пристанище святого Ак-Шейх-бобо. Ханский гарем находился у подножия холма и состоял из одноколонного айвана, а также нескольких жилых помещений, причем двухэтажных. Комплекс, который включал в себя ханскую мечеть вместе с монетным двором, находился между куриныш-ханой и гаремом. Во времена правления Мухаммада-Рахима-хана I (1806-1825), был сформирован монетный двор Куня-Арка. Также в это время была проведена налоговая реформа, а также начала своё существование таможня и начат процесс чеканки золотых монет. Ханская мечеть, которая была построена Алла-Кули-ханом (1825-1842), расположилась на юге от монетного двора. Парадная отделка летней части, явно выделяется на фоне обычного, не имеющего ни какого декора зимнего зала мечети. В свою очередь, этот айван имел два ряда колонн, которые были раскрашены зелеными, синими и красными цветами. А михраб и минбар, вместе с башнями по краям были облицованы уникальной плиткой, которая имела сложный растительный узор.

Мемориал Пахлаван-Махмуда



Мемориал Пахлаван-Махмуда, является главным культовым центром Ичан-Калы, расположившийся у места захоронения святого покровителя Хивы, который был известен как философ и поэт, вместе с этим профессиональный борец, а также мастер-скорняжник Пахлаван-Махмуд, который правил с 1247 по 1326 год. Его почитали не только население Хивы, а также жители Ирана и Индии. Он считался покровителем поэтов и борцов и вместе с этим являлся исцелителем болезней. По легендам, именно в своей мастерской был захоронен этот поэт. В XIV-XVII вв. было сформировано городское кладбище, которое расположилось вокруг его погребения. В процессе сооружения своего медресе Ширгази-хан вначале XVIII в., специально ориентировал его на место захоронения Пахлаван-Махмуда. Немногим раньше, мавзолей Пахлаван-Махмуда был возведен в 1810 году Мухаммад-Рахимом-хано I во времена его правления (1806-1825). В отличие от старого, новый мавзолей имел в себе ханаку и старую усыпальницу, а также двойной купол, силуэт которого считается главным символом Хивы. Необходимо отметить, что перед входом в мавзолей, расположился поминальный двор, вследствие чего ворота старого кладбища теперь были входящим порталом мемориала Пахлаван-Махмуда. Именно по заказу Асфен-дир-хана, возглавлявшего Хиву с 1910 по 1920 год, в начале XX века была построена корихона, имеющая два этажа и находящаяся на западной стороне двора, а летняя айванная мечеть находилась на восточной стороне. В облицовке мемориала было включено множество картушей, которые имели религиозные изречения, выраженные в стихах Пахлаван-Махмуда, а также именами мастеров.

Некрополь Хивинских Ханов



Реконструкция мавзолея Пахлаван-Махмуда была произведена Мухаммад-Рахим -ханом I, поэтому в «ногах» хивинского святого появился некрополь кунградской династии, правящей в то время. Место погребения Пахлаван-Махмуда расположено за небольшим ограждением в западном крыле, а вот место погребения Мухаммад-Рахим-хана I находилось в центре оси мавзолея, в нише имеющей пять граней. Позже в 1825 году было построено восточное крыло, которое стало местом погребения Алла-Кули-хана правившего в период с 1825 по 1842 гг. Надгробные плиты всех трех погребений отличаются изысканной майоликовой облицовкой. Так же, со временем, в здании мавзолея было перемещено надгробие Абулгази-хана (1603-1664), а также надгробие, которое по предположениям относится к Ануша-хану, имеющем дату смерти 1681 год. Эпитафию подданому Ильбарохана II (1728-1740), можно увидеть в пилоне портала во вмонтированной мраморной плите. Еще одну, довольно большую усыпальницу, которая расположилась в корихоне мемориала Пахлаван-Мухамуда, подготовил для себя один из хивинских ханов — Асфендияр. Также на территории дахмы похоронена мать Асфендияр-хана - Кутлуг-бики-ханум. А вот сам хан захоронен здесь не был. Дело в том, что по хивинскому обычаю покойника нельзя заносить за стены города, а хан скончался вне стен родного города.

Медресе Мухаммад Амин-Хана и Кальта-Минор



Самое большое медресе средневековья, находящееся в Хиве, напротив Куня-Арка возле ворот Ата-Дарваза, носит имя Мухаммад-Амин-хана (1845-1855). Оно имеет довольно внушительные размеры 78х60 метров, при этом в медресе расположились 125 худжр, которые могли принимать 260 учеников. Пять куполов и фланкированные угловые башни, украшают портал медресе. Так же существует древняя надпись: «Это замечательное строение простоит вечно на радость потомков». Каждая Худжра, расположенная на втором этаже имеет лоджию. Одной из отличительных черт этого медресе - это расположенные по всему периметру открытые арочные ниши, а богатый декор, включил в себя майолику, орнаментальную резьбу по дереву, мозаику, а также ганчевые решетки окон. Недалеко от медресе Мухаммада-Амин-хана, располагается Кальта-Минор, в переводе «Короткий минарет». Его нижняя часть имеет диаметр 14,2 метра, а верхняя площадка находится на высоте 26 метров. Цветными глазурованными плитками, практически полностью покрыта его поверхность. Кальта-Минор, планировался как самый большой и высокий минарет в Средней Азии. Но, процесс строительства был прерван, вследствие смерти Мухаммад-Амин-хана. Согласно легендам это звучит гораздо красивее. Один из бухарских ханов узнал о грандиозном строительстве минарета в Хиве, и договорился с зодчим, который занимался процессом строительства, чтобы тот, в свою очередь, возвел в Бухаре более высокий и большой минарет. Это очень сильно разозлило хивинского хана, и он отдал приказ сбросить зодчего с его же минарета, а это и стало причиной остановки стройки.

Медресе Матнияз Диван-Беги

На Востоке от медресе Мухаммад-Амин-хана располагается одноэтажное медресе Матнияз-Диван-беги. Медресе было построено в 1871 году министром хана Мухаммад-Нияз Диван-беги. Основной фасад, который обращен к медресе Мухаммад-Амин-хана, оснащен высоким порталом, имеющим пятигранную нишу, которая была украшена сине-бело-голубой хорезмской майоликой, тремя арочными нишами, а также угловыми башнями оформлены боковые крылья фасада, а также башнями-гульдаста, имеющими миниатюрные фонари и куполки. Фасад, находящийся на севере имеет неглубокую арку, а с южной и восточной стороны фасады медресе, являются глухими. Устройство поперечной оси, такое же, как у медресе Амира-Тура - северный ложный портал и южная мечеть.

Таш-Хаули



Центр общественной, торговой и государственной жизни Хивы, был перемещен на восток Ичан-Калы, в период правления Алла-Кули-хана (1825-1842). В это время был построен целый комплекс новых строений у ворот Палван-дарваза, таких как: караван-сарай, медресе, новый ханский дворец, а также торговый купольный центр. «Каменный двор» - дворец Алла-Кули-хана, с виду напоминает крепость, имеющую высокие стены с зубьями, башенками и усиленными воротами. Традиции хорезмских загородных усадьб и домов, имеющие замкнутые дворы, тенистые колонны айвана и лоджии, все это было использовано в архитектуре. Три части, сгруппированные вокруг внутренних дворов, образуют дворец Таш-Хаули, в северной части которого расположен гарем. Парадное здание, предназначенное для ханских приемов — ишрат-хаули находится на юго-восточной стороне, место судебных разбирательств — арзхана, находится на юго-западе. Центр ишрат-хаули украшает высокое круглое строение — место, где ставилась юрта хана, сделанная из войлока. При помощи лабиринтов неосвещенных коридоров и комнат, осуществлялась связь разных частей дворца. Все те же отличительные черты выделяют Таш-Хаули.

Гарем Таш-Хаули

Гарем — семейный ханский двор Таш-Хаули, чаще всего был отделен сплошным коридором от официальной части дворца. Южная сторона занималась пятью главными помещениями, которые предназначались для хана и его четырех жен. Также присутствовала жилая постройка, имеющая два этажа, предназначение которой, было место обитания родственниц, наложниц и прислуги. Шедевром мирового искусства, можно назвать каждый айван гарема. Потолки и стены имели неповторимые узоры и орнаменты. Стены были облицованы традиционной майоликовой плиткой, а вот потолки были расписаны красно-коричневыми красками, а вот окна имели ажурные медные решетки. Имеющиеся высокие деревянные колонны на каменных базах, по праву можно назвать шедевром декоративной отделки. Здесь собрано огромное количество разнообразия стилей и форм. Деревянная поверхность практически полностью покрыта спиральными и кольцеобразными растительными орнаментами, а также поясами коранических изречений. Это считалось не только декором, а также и своеобразным оберегом сооружения.

Комплекс Сейид-Бия и Минарет Палван-Кари

Ряд религиозных строений, которые были построены во время правления Алла-Кули-хана, одним из купцов Сейидом Шеликер-бием, находились у ворот Палван-дарваза, за пределами Ичан-Калы. Это девятикупольная мечеть, минарет и двухэтажное медресе. Минарет Палван-Кари расположен на востоке внешнего города Дишан-Калы. Это довольно редкий тип цилиндрического минарета, который отличается от традиционных типов хорезмских минаретов, диаметр которых, чаще всего становится меньше с высотой.

Медресе Кутлуг-Мурад Инака и Абдулла-Хана



В аналогичной оппозиции медресе Алла-Кули-хана, находилось медресе Кутлуг-Мурад-инака. В этом медресе был похоронен дядя Алла-Кули-хана — Кутлуг-Мурад-инак. По причине того, что смерть его настигла за пределами города, для его погребения была разрушена стена Ичан-Калы. Стоит отметить, что это медресе - было первым имеющим два этажа в Хиве, также именно здесь применена неглазурированная рельефная терракота. Медресе Абдулла-хана расположилось к югу от медресе Кутлуг-Мурад-инака. И было возведено его женой в честь сына Абдуллы, который погиб в семнадцатилетнем возрасте в 1855 году.

Ансамбль Ислам-Ходжа

Ислам-Ходжа - это главный визирь Хивинского ханства во времена правления Мухаммад Рахим-хана II (1863-1910). Именно на его средства были построены аптека, телеграф, хлопкоочистительный завод, почта и светская школа. В период с 1908 по 1910 года Ислам-Ходжа возвел ансамбль Ичан-Калы, который имел самое маленькое медресе и самый высокий минарет, высота которого составила 45 метров. Это самая высокая панорамная точка Хивы.

Хазарапс



Хазарасп - один из самых древних городов Центральной Азии и расположен на дороге к Хиве на юге Хорезма. В течение трех тысячелетий, это был один из главных центров торгово-ремесленных и политических отношений. Основные сведения об этом городе сохранились в описаниях походов Махмуда Газневи и Султана Санджара в XI-XII вв. Этот город, являлся вторым по значимости после Хивы в Хивинском ханстве.
Если Вам понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями: